VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

История становления и развития законодательства об аренде лесных участков

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: R000649
Тема: История становления и развития законодательства об аренде лесных участков
Содержание
    
    Содержание
    Введение...........................................................................................................2
    Глава I. Общие положения о договоре аренды лесных участков:
    1.1. История становления и развития законодательства  об аренде лесных участков.......................................................................................................5
    1.2 Виды аренды лесных участков, правовая характеристика..................11
    Глава II. Элементы, содержание и стороны договора аренды лесных участков:
    2.1  Существенные условия, форма и срок договора аренды лесных участков............................................................................................................21
    2.2. Объект и субъектный состав договора аренды лесных участков...............................................................................................................28
    2.3. Права и обязанности сторон по договору аренды лесных участков............................................................................................................37
    Глава III. Заключение, исполнение и расторжение договора аренды лесных участков, ответственность сторон
    3.1. Заключение договора аренды лесного участка по результатам лесного аукциона...............................................................................................48
    3.2. Заключение договора аренды лесного участка без проведения лесного аукциона.............................................................................................57
    3.3. Особенности расторжения и прекращения договора аренды лесных участков..............................................................................................................64
    3.4  Ответственность  сторон договора.......................................................70
    Заключение..................................................................................................80
    Библиографический список........................................................................83
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    Введение
    Актуальность темы обусловлена тем, что аренда лесных участков является практически единственными способом передачи лесных участков в пользование, позволяющее организовать неистощительное использование лесов, а также единственной формой возмездного долгосрочного использования лесов с возможностью заключения такого договора с широким кругом лиц. 
    Сегодня Россия - крупнейшая лесная держава, на территории которой сосредоточено около 25 % мировых запасов леса, использует свой лесосырьевой потенциал менее чем на четверть. Широкие возможности обеспечения непрерывного, неистощительного и рационального лесопользования для удовлетворения потребностей экономики и населения в лесных ресурсах, сохранения и усиления средообразующих, водоохранных, защитных функций лесов в целях охраны здоровья граждан, закрепленные Конституцией Российской Федерации, реализуются не в полной мере.
    Развитие института предоставления лесных участков субъектам предпринимательской деятельности в пользование стратегически важно для Российской Федерации. Лесной Кодекс 2006 года, вступивший в силу 1 января 2007 года, предусматривает три способа предоставления лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в пользование субъектам предпринимательской деятельности: на основе безвозмездного срочного пользования, постоянного (бессрочного) пользования, либо договора аренды лесного участка. Аренда, как форма пользования лесными участками, наиболее распространена, поскольку является наиболее экономически выгодной для публичных образований, а так же для субъектов предпринимательской деятельности по набору правовых возможностей на занятие различными видами предпринимательской деятельности. Однако правоприменительная деятельность столкнулась с проблемами правовой неопределенности многих вопросов, касающихся предоставления лесных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, в аренду субъектам предпринимательской деятельности. Такие как, например, действующее законодательство не даёт четкого определения "лесной участок" или "пользовать лесного участка", а также усложняет тем самым определение статуса субъекта предпринимательской деятельности как пользователя лесным участком; или предусмотренная Лесным законодательством процедура заключения договора аренды лесного участка по результатам аукциона не предусматривает опыт ведения предпринимательской деятельности в лесном хозяйстве у потенциальных арендаторов, что не исключает возможность заключения, таким образом, договора с субъектами предпринимательской деятельности, которые не имеют прямого отношения к лесному хозяйству или намерения пользоваться лесным участком.
    Теоретическая разработанность темы исследования. Среди работ теоретиков, исследовавших вопросы, связанные с темой  исследования необходимо отметить  труды Боголюбова С.А., Крассова О.И., Дубовик О.Л.,В.В.Петрова, Иконицкой И.А., Устюковой В.В., Земляковой Г.Л. Анисимова А.П., Рыженкова Г.М., И.Ф.Панкратова, Л.А. Заславской, В.И.Романова, Галишина Э.У., Васина И.И., Быковского В.К. и др.
    Следует отметить, что  исследований проблем аренды лесных участков, учитывающие произошедшие  в действующем законодательстве изменения крайне мало. 
    Новизна исследования заключается в том, что если отдельные вопросы лесопользования в юридической литературе последних лет исследованы достаточно глубоко, то этого нельзя сказать об аренде лесных участков. Ранее она рассматривалась в основном в рамках правового режима земель лесного фонда и различных форм лесопользования.Несмотря на возрастание судебных споров по вопросу аренды лесных участков, подобная тема является малоисследованной в российской юридической науке.
    Целью данной работы является внесение предложений по совершенствованию положений, регулирующих заключение, исполнение и прекращения договора аренды лесного участка, а также выработка рекомендаций по вопросам их правоприменительного толкования.
    Поставленная цель решается посредством следующих задач:
    - исследование и анализ проблем, связанных с договором аренды лесного участка; 
    -анализ становления и развития законодательства  об аренде лесных участков
    - охарактеризовать объект арендных лесных отношений, осуществив теоретический анализ понятия «лесной участок», провести соотношение между понятиями «лесной участок» и «земельный участок из состава земель лесного фонда»;
    - определить особенности субъектного состава данного вида договора, а также права и обязанности сторон;
    - провести анализ действующего порядка заключения договора, его эффективность, сопоставить с ранее действовавшим порядком;
    - рассмотреть основания и порядок прекращения договора аренды лесных участков и определить наличие или отсутствие необходимости закрепления в законодательстве новых оснований расторжения и прекращения данного договора.
    Объект исследования представляют общественные отношения, возникающие в процессе заключения, исполнения и прекращения договора аренды лесных участков.
    Предметом исследованиявыступают  нормы лесного и гражданского законодательства, устанавливающие регулирование договора аренды лесных участков.
    Нормативная база исследования. В работе были использованы Лесной кодекс РФ от 4 декабря 2006 г., комментарии к Лесному кодексу РФ, Гражданский кодекс, законодательные акты Российской Федерации, материалы судебной практики. 
    Теоретической основой работы стали трудыученых природоресурсного права Боголюбова С.А, Крассова О.И., Бринчук М.М., ,Дубовик О.Л., Васильевой Т.Н., Петровой Н.В., а также работы теоретиков-цивилистов -  Брагинского М.И., Витрянского В.В.,, Константинова П.Ю., Васильевой М.И, Яковлевой Т.А и других ученых.
    Структура работа состоит из введения, трех глав, заключения  и библиографии.
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    




















Глава 1.Глава I. Общие положения о договоре аренды лесных участков
    1.1. История становления и развития законодательства  об аренде лесных участков
    Россия является крупнейшей лесной державой. Общий запас российской древесины составляет более 1/5 от мирового. Лесные ресурсы оказывают существенное влияние на экономику более 40 субъектов Российской Федерации, в которых продукция лесной промышленности составляет от 10 до 50% общего объема промышленной продукции. Обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах - одна из главных задач российского государства.1
    На сегодняшний день основной формой использования лесов является аренда лесных участков.Исходя из последних изменений Земельного кодекса РФ, вступающих в силу с 1 марта 2015 г., из которого исключена ст. 21 о постоянном бессрочном пользовании (с сохранением возможности приобретения данного права в определенных случаях, предусмотренных в подп. 1 п. 1 ст. 39.1 Кодекса), очевидна тенденция полного уничтожения прав на чужие вещи (за исключением сервитута), закрепления наряду с правом собственности всеобъемлющего права аренды.Существующая в российском правопорядке система правовых конструкций пользования чужим земельным участком весьма скудна. В свое время И.А. Покровский сказал, что "одним правом собственности мог бы удовлетворяться только разве самый примитивный экономический быт... Дальнейшее развитие хозяйственных условий, усиление скученности построек, возникновение потребности в кредитах и т.д. еще настойчивее ставит вопрос о создании таких юридических форм, которые обеспечивали бы возможность известного прочного, т.е. не зависящего от простого личного участия согласия, участия одного лица в праве собственности другого... Этой цели и служат вещные права на чужие вещи"2
    Аренда известна ещё со времён римского права. Как указывается в учебниках по римскому праву,  прототипом современного договора аренды  явился договор найма вещей. По данному договору одна сторона (наймодатель - locator) обязывалась предоставить другой стороне (нанимателю - conductor) одну или несколько определённых вещей для современного пользования, а эта другая сторона обязывалась уплачивать за пользование этими вещами определённое вознаграждение (merces, pensio) и по окончанию пользования возвратить вещи в сохранности наймодателю. 3
    Институт аренды, будучи одной из конструкций разработанной римскими юристами, был широко распространен в России дореволюционного периода. В лесное же законодательство он был внедрен и существовал на первых этапах советского периода истории нашего государства.
    Декрет "О земле" от 27.10.1917 года, полностью отвергал понятие аренды земли и объявлял, что все леса переходят в пользование государства: "Право частной собственности на землю отменяется навсегда; земля не может быть ни продаваема, ни покупаема, ни сдаваема в аренду либо в залог, ни каким-либо другим способом отчуждаема. Все недра земли, руда, нефть, уголь, соль и т.д., а также леса и воды, имеющие общегосударственное значение, переходят в исключительное пользование государства."4
    Следом за Декретом "О земле" был принят Декрет "О лесах" от 27.05.1918 года, в котором было установлено, что леса, имеющие общегосударственное значение, переходят в  исключительное пользование государства (национализируются), а все  мелкие леса переходят в пользование общин, при условии заведования ими местными органами самоуправления (муниципализируются). Всем гражданам  предоставлялось равное право на пользование лесом, а именно:
    а) получать топливо,
     б) получать строительную древесину,
     в) приобретать из леса поделочную древесину,
     г) участвовать в побочных пользованиях,
     д) заявлять о необходимых мерах охраны лесов,
     е) входить в леса.
    При этом  гражданин обязывался содействовать лесовозращению и охране лесов, и обязан был всеми доступными средствами охранять леса от пожаров, потрав, порчи, нападения насекомых и т.п., и принимать все меры к заботливому отношению к общенародному благу и к возможно бережливому расходованию полученных лесных материалов.5
    До принятия данного документа,  леса имели несколько собственников:  основная масса принадлежала казне, уделам и кабинету; частновладельческим группам и крестьянским обществам. Последним принадлежали лесные площади, отведенные крестьянам при их поземельном устройстве в счёт коренных земельных наделов. То есть, это те лесные площади, которые предоставлялись им под расчистку для пашен и покоса, и которые частично в своём время действительно были расчищены. А те леса, что сохранились, с принятием декрета "О лесах", перешли в лесной фонд. Так же, как и те площади, что отводились для обеспечения строительством и топливными материалами; для ведения подсечно-переложного хозяйства. 
    Такое распространение национализации на все леса объяснялось тем, что целый ряд населения обладал большими по размеру лесными участками. И это, в свою очередь, создавало препятствие для эксплуатации со стороны другой части населения, не имевшей лесов.  
    Кстати говоря, вопрос о частной собственности по-своему актуален, так как не раз высказывались попытки о введении многообразии форм собственности на лесные участки. Объясняют это высокой доходностью частных лесов в сравнении, как например в странах Западной Европы, с доходностью государственных лесов. Однако, как правильно заметил Галишин, по отношению к отечественным условиям, такой подход не может служить основанием для введения частной собственности, потому как это не решит сегодняшних проблем лесного сектора.6 По мнению профессора О.И. Крассова, процесс лесовосстановления обусловлен очень длительными сроками выращивания леса, а капитал, затраченный на приобретение лесов и ведение в них хозяйства, приносит прибыль лишь по истечении  100-150 лет. Отсюда выходит, что именно рубка леса, а не лесное хозяйство являются выгодной для собственника, заинтересованного в прибыли. Затраты на средства, которые вкладываются на восстановление лесов в условиях частной собственности, для собственника будут невыгодными.7 Аренда лесного участка, находящегося в государственной собственности, в этом плане выглядит куда приемлемее и дешевле для, к примеру,  лесопромышленников, заготавливающих древесину на десятки тысяч гектар.
    Да, и введение частной собственности уменьшило бы возможность государства регулировать и контролировать лесопользование, так как к примеру, заключая договор на право пользования лесным участком, закрепляются объёмы лесопользования и дается возможность избегать безнаказанных случаев сплошных рубок.
    Отсюда следует, что введение частной собственности будет не выгодно как для собственника лесного участка, так как восстановление лесов после вырубки настолько велик, что это серьёзно ударит по его экономической составляющей; так и для общества, так как это может привести к истощению лесного фонда России.
    Лесной Кодекс РСФСР, введённый Постановлением ВЦИК 25.07.1923 года, регламентировал основные положения ведения лесного хозяйства и использования лесных ресурсов в стране и по народнохозяйственному значению лесной фонд разделялся на леса общегосударственного и местного значения. Природа лесов местного значения представляет собой их передачу в бессрочное пользование трудовым землепользователям и их объединениям, но единство государственного фонда этой передачей не нарушалось. Помимо этого, при передаче лесов местного значения в пользование, на лесопользователей возлагались обязанности охраны переданных им лесов и соблюдении ими планов лесного хозяйства. К тому же, как уже было сказано выше, к лесам местного значения отнесли те земли, которые принадлежали крестьянам и были в последующем национализированы. 
    Леса же общегосударственного значения, представляли собой те леса, которые остались после выделения лесов местного значения. Их, Лесной Кодекс 1923 года, в свою очередь подразделяет на леса собственно государственные (служащие для удовлетворения государственных учреждений, предприятий и населения) и леса особого значения (служащие для удовлетворения государственных нужд, к примеру, обеспечение древесным топливом железнодорожный транспорт). Пользователем здесь выступает одно лицо - государство, которое пользуется лесом различно. В лесах собственно государственных - государство эксплуатирует годичный прирост насаждений и населения; в лесах особого значения - устанавливает на определённый период времени постоянного лесопотребителя, или же вообще не эксплуатирует  лесной участок.
    В ЛК РСФСР 1923 г. не было прямого понятия аренды, оно косвенно просматривалось в  понятии долгосрочной аренды на концессионных началах, а точнее таком понятии, как  концессионные договоры. Для них предусматривались их существенные условия: 
    а) границы концессионного участка;
    б) срок концессии;
    в) порядок составления общего и частного плана хозяйства;
    г) порядок отвода лесосек, предназначенных ежегодно в рубку
    д)  размер, способы и сроки взносов платы, причитающейся с концессионера; 
    е) особые последствия, связанные с
    нарушением концессионером договора;8
    ж) другие условия, регулирующие пользование объектом концессии.
    В связи с изменением внутренней политики государства с конца 1920-х годов ускоренная ликвидация существующих концессий и стала свертываться и сама концессионная политика.  Начиная с 1928- 1929 годов новые договоры уже не подписывались, а к середине 1930-х годов перестали действовать ранее заключенные договоры.                                                                         
    Так, в Лесном Кодексе РСФСР 1978 года, понятие аренды уже не употребляется ни в каком смысле и не подразумевается, как было в Лесном Кодексе 1923 года. Это, в свою очередь, порождало ряд сложностей: ситуация в данном случае исключала заключение двухсторонних соглашений, устанавливающих обязательства перед государством за ненадлежащее использование земельного участка. Такие правоотношения регулировались в административном порядке. 
    Леса состоят в исключительной собственности государства и  предоставляются только в пользование.
    Лесное пользование допускалось только по специальному разрешению - лесорубочному билету (ордеру) или лесному билету, имеющих специально утвержденную Советом Министров СССР форму. Исключением здесь было пребывание граждан в лесах. Лесорубочный билет (ордер) или лесной билет предоставляли право пользования земельным участком, необходимым для осуществления лесного пользования. Лесопользователи были вправе использовать  соответствующие площади только для тех лесных пользований на которые им выдан лесорубочный билет (ордер) или лесной билет. Лесорубочный билет (ордер) и лесной билет выдавался предприятиями, учреждениями и организациями, ведущими лесное хозяйство.9
    С принятием в 1977 года единого общесоюзного нормативного акта - Основ лесного законодательства Союза ССР и союзных республик, была осуществлена кодификация лесного законодательства. Это был крупный кодификационный акт, который упорядочил действующее законодательство о лесах, обеспечил высшую юридическую силу норм, образующих стержень лесного законодательства, дал ему новое направление, соответствующее условиям развитого социалистического общества.
    Как видно из преамбулы данного акта, на первый план выдвигается природоохранительное и оздоровительное значение лесов наряду с их хозяйственной ролью.10
    Важным является то обстоятельство, как отмечает Галишин или Полянская, что Основы объединили определение единого государственного лесного фонда, объединившего все леса СССР и  земли  государственного  лесного   фонда,   которые  выступают,  как неразрывно связанный с лесной растительностью объект (ст. 4).
    Законодатель в Основах впервые сформулировал на уровне закона требования по ведению лесного хозяйства, обращенные к государственным органам, предприятиям, организациям и учреждениям, осуществляющим планирование, организацию и ведение лесного хозяйства, использование лесных ресурсов и природных условий. Они заключаются в усилении полезных природных свойств лесов как в интересах охраны здоровья людей, улучшения окружающей череды, так и развития народного хозяйства.
    Помимо этого, здесь происходит отличное от Лесного Кодекса 1923 года, деление лесов на леса государственного значения (которые, в свою очередь, подразделяются на три группы) и колхозные леса (подразделяющиеся на две группы). Такое деление необходимо для установления порядка ведения хозяйства в лесах, их использования и изъятия для государственных нужд; определяются виды и объёмы рубок.11
    С переходом страны к рыночной экономике, потребовалось пересмотреть со стороны государства правовые отношения, сложившиеся в области лесопользования - появилась необходимость внести изменения в законодательство.
    С появлением института договора аренды лесных участков, на него возлагали большие надежды. Предполагалось, что это может увеличить доходы государственного бюджета, повысить интенсивность лесопользования, обеспечить проведение лесовосстановительных и лесохозяйственных работ, а так же улучшить финансовое положение лесхозов.
    Первым, основополагающим актом этого периода, были Основы лесного законодательства Российской Федерации от 6.03.1993 года, в которых появляется понятие аренды участка лесного фонда и  которые допускали предоставление этих участков в краткосрочное пользование на срок от одного года или долгосрочное пользование (аренду) на срок до 50 лет. Предоставление в  долгосрочную аренду производилось на основании совместного решения районного (городского) Совета народных депутатов и районных (городских) администраций. Эти органы могли по своему усмотрению полностью освободить лесопользователей от платежей за пользование лесными ресурсами. Так же предусматривалась передача в аренду лесных участков на основании лицензии, выдаваемой лесхозами или владельцами участков лесного фонда и по прежнему существовал лесорубочный билет (ордер) или лесной билет, дающий  право  его владельцу на проведение заготовки и  вывозки  древесины,  живицы  и второстепенных    лесных    материалов. Помимо этого, была запрещена субаренда.12
    В то время допускался простой товарообмен, посредством которого лесопользователь мог расплачиваться готовой продукцией. Федеральный орган управления лесным хозяйством и его территориальные органы в субъектах Федерации не могли влиять на принятие решений о предоставлении участков лесного фонда в пользование (кроме его участия в работе межведомственной экспертной лесоводственно-экологической комиссии).13
    При существовавшей законодательной базе, введением института аренды лесного участка проблемы лесного хозяйства не были решены. В тот период арендатор вносил платежи не за установленный ежегодный объем заготовки лесных ресурсов, а за то их количество, которое он заготовил. Кроме того, несмотря на то, что в соответствии с договором аренды участка лесного фонда арендатор был обязан проводить лесохозяйственные и лесовосстановительные мероприятия, основные расходы по их выполнению несли органы лесного хозяйства.14
    Вторым основополагающим актом, стал Лесной Кодекс РФ от 29.01.1997 года, в котором было чётко определено, что лесной фонд и расположенные на землях обороны леса находятся в федеральной собственности, участки лесного фонда предоставляются гражданам и юридическим лицам в пользование на правах аренды (на основе договора), безвозмездного пользования, концессии и краткосрочного договора. 
    Помимо этого, дается четкое определение договора аренды, устанавливается его форма, условия. Предоставление лесных участков в аренду по ЛК 1997 года уже происходит посредством лесных аукционов. Сохраняется существование лесорубочного билета (ордера) или лесного билета, и по прежнему запрещена субаренда.15
    И третьим, действующим в данное время нормативным актом, внёсшим существенные изменения в лесные отношения и арендные в частности, стал Лесной Кодекс РФ от 4.12.2006 года.
    Начиная с 2008 г. в лесное законодательство, уже после принятия последнего Лесного кодекса, было внесено большое количество существенных поправок. В настоящий момент принято 26 федеральных законов о внесении изменений и дополнений в ЛК РФ.
    Основные изменения вносятся с учетом Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. Она ставит задачу развития лесного комплекса страны, в том числе путем создания системы воспроизводства лесного фонда и восстановления лесов в первую очередь в регионах, утративших экологический, рекреационный и лесохозяйственный потенциал.16
    1.2 Виды аренды лесных участков, правовая характеристика
    Статья 25 ЛК РФ предусматривает пятнадцать видов использования лесов, для которых заключается договор аренды лесного участка: 
1) заготовка древесины;
2) заготовка живицы; 
    3) заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов;
     
    4) заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений;
     
    5) осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства;
     (см. текст в предыдущей редакции)
     
    6) ведение сельского хозяйства;
     
    7) осуществление научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности;
    8) осуществление рекреационной деятельности;
     
    9) создание лесных плантаций и их эксплуатация;
     
    10) выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений;
     
    10.1) выращивание посадочного материала лесных растений (саженцев, сеянцев);
     
    11) выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых;
     
    12)строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов;
     
    13) строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов;
     (см. текст в предыдущей редакции)
     
    14) переработка древесины и иных лесных ресурсов;
     
    15) осуществление религиозной деятельности;
    Данный перечень не является исчерпывающим: согласно пункту 16 части 1 статьи 25 ЛК РФ, могут устанавливаться иные виды использования лесов в зависимости от целевого назначения земель, на которых эти леса располагаются. 
    Остановимся подробнее на таком виде аренды или виде использования лесов, как заготовка древесины.
    Заготовка древесины регулируется статьей 29 ЛК РФ, согласно которой представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, их трелевкой, частичной переработкой, хранением и вывозом из леса древесины.
    Заготовка древесины осуществляется в эксплуатационных лесах, защитных лесах, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Для заготовки древесины предоставляются в первую очередь погибшие, поврежденные и перестойные лесные насаждения. Запрещается заготовка древесины в объеме, превышающем расчетную лесосеку (допустимый объем изъятия древесины), а также с нарушением возрастов рубок. Возрасты рубок, порядок исчисления расчетной лесосеки, порядок определения видового (породного) и сортиментного состава древесины устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. 
    Перечень видов (пород) деревьев и кустарников, заготовка древесины которых не допускается, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. На сегодняшний момент такой перечень устанавливается Приказом Рослесхоза от 05.12.2011 N 513 "Об утверждении Перечня видов (пород) деревьев и кустарников, заготовка древесины которых не допускается", который предусматривает 50 видов (пород) деревьев и кустарников, заготовка древесины которых не допускается и 6 видов (породы) кустарников.
    Граждане, юридические лица в целях заготовки древесины вправе осуществлять строительство лесных дорог, лесных складов, других строений и сооружений. Граждане, юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков.
     
    До вступления в силу Лесного кодекса 2006г. заготовка древесиныпродолжала считаться в лесном хозяйстве главным пользованием, а сама древесина – главным лесным ресурсом. Юридически такая позиция выражалась в выделении лесным законодательством рубок главного пользования, побочного лесопользования и второстепенных лесных ресурсов. 
    Законодатель, отказавшись упоминать в какой-либо форме о главном пользовании, побочности лесопользования и второстепенности определенных лесных ресурсов, фактически потребовал отказаться от применения лесохозяйственной классификации пользований лесом. Следовательно, больше нет правовых оснований считать заготовку древесины главным пользованием и объявлять основным тот или иной лесной ресурс или полезное свойство лесов.
    Лесной кодекс не предусматривает заготовку древесины в порядке рубок главного пользования, рубок промежуточного пользования и прочих рубок.
    Рубки лесных насажденийрассматриваются в новом лесном законодательстве лишь как определенная технологическая операция в процессе проведения лесосечных работ.
    Вместе с тем у специалистов лесного хозяйства были опасения, что упразднение норм о рубках главного пользования, рубках промежуточного пользования и прочих рубках может повлечь за собой вопросы о допустимости заготовки древесины в тех или иных лесных насаждениях. С этой целью в части 2 статьи 16 Кодекса соответствующие проблемы решаются применительно к лесным насаждениям определенных возрастов.
    Для заготовки древесины, если иное не установлено настоящим Кодексом, допускается осуществление рубок:
     
    1) спелых, перестойных лесных насаждений;
     
    2) средневозрастных, приспевающих, спелых, перестойных лесных насаждений при вырубке погибших и поврежденных лесных насаждений, уходе за лесами;
     
    3) лесных насаждений любого возраста на лесных участках, предназначенных для строительства, реконструкции и эксплуатации объектов, предусмотренных статьями 13, 14 и 21 ЛК РФ.
     
    Из содержания части 2 статьи 16 Кодекса, допускающей проводить рубки лесных насаждений в лесах тех же возрастных групп, что и ранее действовавшее лесное законодательство, логически следует вывод о возможности заготовки древесины не только в эксплутационных, но и в защитных лесах. 
    Норма о заготовке древесины в защитных лесах в Лесном кодексе  появилась не случайно. Существовало мнение, что в целях сохранения особо ценных лесов следует ограничиться заготовкой древесины только в эксплутационных лесах.
    Нельзя не сказать о том, что подобного рода ограничения на заготовку древесины в нашей стране предусматривались. Так, в европейской части СССР до начала 1950-х гг. заготовка древесины в соответствующих лесах не проводилась. В историческом обзоре, посвященном 200-летию учреждения Лесного департамента, по этому поводу говорилось:
    «В Европейской части строго соблюдался запрет на рубки лесов первой группы, где еще сохранились спелые леса, расположенные в местах, доступных для заготовки древесины. Лесная промышленность начала добиваться разрешения на рубку этих лесов. В результате длительных дебатов с участием ученых Правительство разрешило проводить в лесах первой группы так называемые лесовосстановительные рубки, преимущественно постепенные и добровольно-выборочные, предусматривающие обязательное обеспечение естественного или искусственного воспроизводства качественных лесов на пройденных рубками площадях»17.
    Кодекс не стал вводить тотальный запрет на заготовку древесины в защитных лесах и, как прежде, установил лишь отдельные запреты и ограничения на рубки лесных насаждений в указанных лесах (статьи 102–107).
    Своего рода ограничение на заготовку древесины предусмотрено в части 3 статьи 29 Кодекса, согласно которой для заготовки древесины предоставляются в первую очередь погибшие, поврежденные и перестойные лесные насаждения.
    Как уже упоминалось, в части 1 статьи 29 Кодекса впервые на законодательном уровне дается определение понятия «заготовка древесины».
    Следует учитывать, что не всякая заготовка древесины является предпринимательской деятельностью. От нее следует отличать заготовку гражданами древесины для собственных нужд.
    Законодатель, давая определение понятию «заготовка древесины», стремился максимально приблизиться к лесохозяйственной трактовке данного понятия. В лесном хозяйстве и лесной промышленности соответствующий вид использования лесов часто именуют не только заготовкой древесины, но и лесозаготовками.
    В 2006 г. в Энциклопедии лесного хозяйства заготовка древесины названа «лесозаготовкой, которая состоит из лесосечных работ, вывозки древесины и работ на верхнем складе»18.
    Заготовка древесины подразумевает собойбез создания необходимой лесной инфраструктуры.Так, согласно части 7 статьи 29 ЛК РФ,для успешной реализации заготовки древесины арендатору лесного участка разрешено строительство лесных дорог, лесных складов, других строений и сооружений, обеспечивающих работу по заготовке древесины (например, временных жилищ для лесорубов, ремонтные мастерские для техники и так далее) 
    К основным лесосечным работамотносятся валка деревьев, обрезка сучьев, трелевка, подвозка и погрузка, раскряжевка древесных хлыстов и т. д.
    Некоторые из этих технологических операций, которые минимально необходимы для заготовки древесины, отдельно названы в части 1 статьи 29. Например, обозначена трелевка (перемещение деревьев, древесных хлыстов и (или) сортиментов от места валки до лесопогрузочного пункта или лесовозной дороги).
    Основной правовой смысл части 1 статьи 29 состоит в том, чтобы показать сложность и комплексность процесса заготовки древесины и обозначить его главную цель – получение коммерческой продукции.
    Заготовка древесины всегда характеризовалась рядом количественных и качественных показателей. Важнейшими среди них специалисты лесного хозяйства называют возраст рубки, величину расчетной лесосеки, а также товарную и сортиментную структуры древесины.
    Из частей 4 и статьи 29 следует, что новое лесное законодательство, как и прежде, требует осуществлять заготовку древесины на основе расчетной лесосеки и возрастов рубок.
    Известно, что вопрос о расчетной лесосеке и возрастах рубок на законодательном уровне никогда подробно не рассматривался. Новый лесной кодекс не стал исключением.
    Вместе с тем положенные в основу современного лесного законодательства начала неизбежно влекут за собой необходимость пересмотра устоявшихся представлений о расчетной лесосеке и возрастах рубок.
    Законодатель не стал решать данный вопрос в Кодексе, поскольку при установлении возрастов рубок и исчисления расчетной лесосеки ключевую роль пока имеют не столько юридическ.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44